Под надзором прокурора

Надзор за исполнением законодательства в сфере здравоохранения является одним из наиболее важных направлений деятельности органов прокуратуры. О том, как прокурорский надзор способствует профилактике правонарушений в здравоохранении, рассказал Яков Кокурин, прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Республики Мордовия на прошедшей конференции «Юридическая ответственность медицинских работников за нарушения законодательства в сфере здравоохранения».

Что находят прокуроры

Практика прокурорского надзора показывает, что нарушения в сфере здравоохранения весьма распространенное явление. Так,  в Республике Мордовия актуальными остаются вопросы несоответствия федеральному законодательству республиканской программы гос.гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, ненадлежащего льготного лекарственного обеспечения, в том числе недофинансирования данного направления, несоблюдения условий хранения лекарственных препаратов, отсутствия в учреждениях здравоохранения необходимого медицинского оборудования, отсутствия в аптеках лекарственных препаратов, входящих в минимальный ассортимент лекарств и т.п. Подобные нарушения характерны и для других регионов.

Нарушения законодательства требуют от прокуроров принятия решительных и, главное, своевременных мер по устранению нарушений законов со стороны должностных лиц и хозяйствующих субъектов.

Например, ежегодно прокуратура Республики обращает внимание органов власти на занижение утвержденных республиканской программой госгарантий нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и региональных подушевых нормативов финансирования, отсутствие в ней ряда лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно, а также с 50-процентной скидкой. И меры прокурорского реагирования способствовали выделению дополнительных бюджетных средств на финансирование региональной программы в размере более 500 тыс. рублей, включения в нее более 100 наименований лекарственных препаратов для обеспечения льготников.

В этом году прокурорского вмешательства требовали факты необеспечения непрерывных поставок лекарственных препаратов, ненадлежащего управления товарными запасами, недофинансирования льготного лекарственного обеспечения за счет средств регионального бюджета. После нашего вмешательства дети, страдающие юношеским полиартритом, обеспечены необходимыми лекарственными препаратами, выделены дополнительные денежные средства на приобретение лекарств для региональных льготников в размере более 144 млн. руб.

Районными прокурорами ежегодно пресекаются факты необоснованного отказа медицинскими работниками в выписке рецептов на лекарственные препараты и медицинские изделия. Были выявлены факты приобретения пациентами при стационарном лечении лекарственных препаратов, включенных в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.

Принимались меры реагирования по фактам отсутствия необходимого оборудования, простоя дорогостоящего медицинского оборудования, использования непроверенного медицинского оборудования, оборудования с истекшим сроком службы. Медицинскими работниками допускались нарушения условий хранения лекарств, в том числе с истекшим сроком годности.

Прокуратура неоднократно пресекала факты отсутствия в фармацевтических организациях минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

В условиях распространения коронавирусной инфекции прокуроры обращали внимание на необеспечение оформления рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа и доставки их на дом, отсутствие у медицинского персонала, обслуживающего кислородное оборудование, соответствующих знаний и допуска.

Также в 2021 году прокурорами пресекались факты осуществления медицинской деятельности без лицензии во вновь открытых фельдшерско-акушерских пунктах.

Нередко выявляются факты неоказания либо некачественного оказания медицинской помощи больным. В республике прокуратурой был выявлен вопиющий факт несвоевременного определения медицинскими работниками показаний для хирургического вмешательства. Пациента с аппендицитом 11 часов возили из одной больницы в другую, положили в стационар там, куда он поступил первоначально, прооперировав, спустя практически 6 часов, что привело к развитию осложнений, а вскоре к смерти. И по данному случаю материал прокурорской проверки направлен в следственный комитет, возбуждено уголовное дело (ч. 2 ст. 109 УК РФ – причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей), проводится расследование.

Всего за 2020 г. – истекший период 2021 г. Прокуратурой Республики в сфере здравоохранения выявлено свыше 1300 нарушений законов, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 300 лиц.

За нарушения придется отвечать

Виды ответственности медицинских работников за нарушения законодательства в сфере здравоохранения различны и предусмотрены нормами трудового (материальная и дисциплинарная), гражданского, административного и уголовного права.

Если в ходе проведения прокурорского надзора будут выявлены нарушения, ответственность за которые предусмотрена нормами КоАП РФ, на прокурора возлагается обязанность разрешить вопрос о привлечении виновного лица к административной ответственности. Административная ответственность наиболее часто применяется прокуратурой за нарушение медиками требований законодательства.

Так, Прокуратурой Республики главные врачи учреждений здравоохранения в связи с осуществлением медицинской деятельности во вновь открытых фельдшерско-акушерских пунктах без лицензии привлекались к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии).

За нарушение условий хранения лекарственных средств, в том числе с истекшим сроком годности, ответственные медицинские работники учреждений здравоохранения привлекались к ответственности по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией).

В связи с отсутствием необходимого медицинского оборудования руководитель учреждения здравоохранения привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией).

Сотрудники аптек за отсутствие лекарственных препаратов, входящих в минимальный ассортимент лекарств, завышение цен на жизненно необходимые лекарства привлекались к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией).

Прокуратура на защите медицинских работников

Важно отметить, что прокуратура ориентирована и на защиту прав самих медицинских работников. Например, в Республике Мордовия мерами прокурорского реагирования восстанавливались права на получение медицинскими работниками  стимулирующих выплат за оказание медицинской помощи больным коронавирусной инфекцией. За период пандемии по представлениям прокуроров Республики 151 медицинскому работнику произведены соответствующие стимулирующие и социальные выплаты на общую сумму более 4 млн руб. Пресечен факт неправомерного удержания со стимулирующих выплат налога на доходы физических лиц, 95 работникам учреждений здравоохранения произведен перерасчет удержанных сумм в размере 151 тыс. руб.

Любой медицинский работник за защитой своих прав может обратиться в прокуратуру. Прием проводится в течение всего рабочего дня дежурным сотрудником, а в приемные дни – руководителями прокуратуры. Обращение также можно направить простым письмом, по электронной почте, посредством портала государственных услуг.

Более подробную информацию по актуальным юридическим вопросам Вы можете получить на бесплатном образовательном он-лайн курсе для медицинских работников по вопросам права https://www.vrachprav-nmp.ru

Материал подготовлен  в рамках гранта президента Российской Федерации, предоставленным Фондом президентских грантов (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2019 г. No 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества»). Надзор за исполнением законодательства в сфере здравоохранения является одним из наиболее важных направлений деятельности органов прокуратуры. О том, как прокурорский надзор способствует профилактике правонарушений в здравоохранении, рассказал Яков Кокурин, прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Республики Мордовия на прошедшей конференции «Юридическая ответственность медицинских работников за нарушения законодательства в сфере здравоохранения».

Что находят прокуроры

Практика прокурорского надзора показывает, что нарушения в сфере здравоохранения весьма распространенное явление. Так, в Республике Мордовия актуальными остаются вопросы несоответствия федеральному законодательству республиканской программы гос.гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, ненадлежащего льготного лекарственного обеспечения, в том числе недофинансирования данного направления, несоблюдения условий хранения лекарственных препаратов, отсутствия в учреждениях здравоохранения необходимого медицинского оборудования, отсутствия в аптеках лекарственных препаратов, входящих в минимальный ассортимент лекарств и т.п. Подобные нарушения характерны и для других регионов.

Нарушения законодательства требуют от прокуроров принятия решительных и, главное, своевременных мер по устранению нарушений законов со стороны должностных лиц и хозяйствующих субъектов.

Например, ежегодно прокуратура Республики обращает внимание органов власти на занижение утвержденных республиканской программой госгарантий нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и региональных подушевых нормативов финансирования, отсутствие в ней ряда лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно, а также с 50-процентной скидкой. И меры прокурорского реагирования способствовали выделению дополнительных бюджетных средств на финансирование региональной программы в размере более 500 тыс. рублей, включения в нее более 100 наименований лекарственных препаратов для обеспечения льготников.

В этом году прокурорского вмешательства требовали факты необеспечения непрерывных поставок лекарственных препаратов, ненадлежащего управления товарными запасами, недофинансирования льготного лекарственного обеспечения за счет средств регионального бюджета. После нашего вмешательства дети, страдающие юношеским полиартритом, обеспечены необходимыми лекарственными препаратами, выделены дополнительные денежные средства на приобретение лекарств для региональных льготников в размере более 144 млн. руб.

Районными прокурорами ежегодно пресекаются факты необоснованного отказа медицинскими работниками в выписке рецептов на лекарственные препараты и медицинские изделия. Были выявлены факты приобретения пациентами при стационарном лечении лекарственных препаратов, включенных в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.

Принимались меры реагирования по фактам отсутствия необходимого оборудования, простоя дорогостоящего медицинского оборудования, использования непроверенного медицинского оборудования, оборудования с истекшим сроком службы. Медицинскими работниками допускались нарушения условий хранения лекарств, в том числе с истекшим сроком годности.

Прокуратура неоднократно пресекала факты отсутствия в фармацевтических организациях минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

В условиях распространения коронавирусной инфекции прокуроры обращали внимание на необеспечение оформления рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа и доставки их на дом, отсутствие у медицинского персонала, обслуживающего кислородное оборудование, соответствующих знаний и допуска.

Также в 2021 году прокурорами пресекались факты осуществления медицинской деятельности без лицензии во вновь открытых фельдшерско-акушерских пунктах.

Нередко выявляются факты неоказания либо некачественного оказания медицинской помощи больным. В республике прокуратурой был выявлен вопиющий факт несвоевременного определения медицинскими работниками показаний для хирургического вмешательства. Пациента с аппендицитом 11 часов возили из одной больницы в другую, положили в стационар там, куда он поступил первоначально, прооперировав, спустя практически 6 часов, что привело к развитию осложнений, а вскоре к смерти. И по данному случаю материал прокурорской проверки направлен в следственный комитет, возбуждено уголовное дело (ч. 2 ст. 109 УК РФ – причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей), проводится расследование. 

Всего за 2020 г. – истекший период 2021 г. Прокуратурой Республики в сфере здравоохранения выявлено свыше 1300 нарушений законов, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 300 лиц.

За нарушения придется отвечать

Виды ответственности медицинских работников за нарушения законодательства в сфере здравоохранения различны и предусмотрены нормами трудового (материальная и дисциплинарная), гражданского, административного и уголовного права.

Если в ходе проведения прокурорского надзора будут выявлены нарушения, ответственность за которые предусмотрена нормами КоАП РФ, на прокурора возлагается обязанность разрешить вопрос о привлечении виновного лица к административной ответственности. Административная ответственность наиболее часто применяется прокуратурой за нарушение медиками требований законодательства.

Так, Прокуратурой Республики главные врачи учреждений здравоохранения в связи с осуществлением медицинской деятельности во вновь открытых фельдшерско-акушерских пунктах без лицензии привлекались к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии).

За нарушение условий хранения лекарственных средств, в том числе с истекшим сроком годности, ответственные медицинские работники учреждений здравоохранения привлекались к ответственности по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией).

В связи с отсутствием необходимого медицинского оборудования руководитель учреждения здравоохранения привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией).

Сотрудники аптек за отсутствие лекарственных препаратов, входящих в минимальный ассортимент лекарств, завышение цен на жизненно необходимые лекарства привлекались к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией).

Прокуратура на защите медицинских работников

Важно отметить, что прокуратура ориентирована и на защиту прав самих медицинских работников. Например, в Республике Мордовия мерами прокурорского реагирования восстанавливались права на получение медицинскими работниками стимулирующих выплат за оказание медицинской помощи больным коронавирусной инфекцией. За период пандемии по представлениям прокуроров Республики 151 медицинскому работнику произведены соответствующие стимулирующие и социальные выплаты на общую сумму более 4 млн руб. Пресечен факт неправомерного удержания со стимулирующих выплат налога на доходы физических лиц, 95 работникам учреждений здравоохранения произведен перерасчет удержанных сумм в размере 151 тыс. руб.

Любой медицинский работник за защитой своих прав может обратиться в прокуратуру. Прием проводится в течение всего рабочего дня дежурным сотрудником, а в приемные дни – руководителями прокуратуры. Обращение также можно направить простым письмом, по электронной почте, посредством портала государственных услуг.

Более подробную информацию по актуальным юридическим вопросам Вы можете получить на бесплатном образовательном он-лайн  курсе для медицинских работников по вопросам права https://www.vrachprav-nmp.ru

Материал подготовлен  в рамках гранта президента Российской Федерации, предоставленным Фондом президентских грантов (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2019 г. No 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества»)